Диагностика


ДИАГНОСТИКА

Задачи диагностики:
1.  Разработать методику, позволяющую всесторонне оценить уровень развития фонематического восприятия у детей 5 лет с ОНР 3 уровня.
2.  Выявить особенности фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня.
3.  Провести качественный анализ полученных результатов.
4.  На основе полученных результатов разработать направления коррекционной работы с детьми и разработать систему заданий для развития, обучения и коррекции фонематического слуха  у детей.

Ключ к обработке полученных данных
Оценка результатов в баллах:
I уровень (высокий) – 3 балл
II уровень (средний) – 2 баллов
III уровень (низкий) –  1 баллов

Уровень развития фонематического слуха у детей
Критический – до 51%
Допустимый – от 51 – 71%
Оптимальный – свыше 71%

Методика проведения диагностики по разделу:
«Организация логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр»

Задание 1. "Поймай звук" - выделение заданного звука из ряда звуков. Обследование звукопроизношения.
Инструкция:
а) Хлопни в ладоши, если услышишь звук [м].
Материал: ряд звуков
м, ы, м, и, х, м, к, т, м, с, ч, м, ц, м, ф, г, м, в, д, м, р, л, м, н, п, м, б, мь, м, бь, мь, мь, м.
б) Хлопни в ладоши, если услышишь слог со звуком "м" - выделение звука из ряда слогов
Материал: ряд слогов
ам, ах, от, ом, ус, ум, уф, ам, ал, ан, ум, уп, мо, хо, но, пы, мы, бы, но, мо, мя, амь, ам, ом, омь, ня, ма, ми, мя, ма.
в) Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком "м" - выделение звука из ряда слов.
Материал: ряд слов
мама, кот, мак, холод, дуб, мука, машина, сани, рак, мак, лак, молоко, полка, моток, поток, бык, мяч, мат, мед, мех, мох.
Критерии оценки:
1. Правильное выделение звука в ряду звуков – 3 балла.
2. Правильное выделение звука в ряду слогов – 3 балла.
3. Правильное выделение звука в ряду слов – 3 балла.
4.Ошибки при выполнении данного подпункта – 1 балл.
Ошибкой считался пропуск элемента (звука, слога, слова), содержащего данный звук; выделение элемента, не содержащего данный звук.
Результаты выполнения всех заданий суммируются.

Задание 2. "Покажи картинку" - различение слов, близких по звуковому составу, но разные по смыслу, направленные на изучение восприятия слов, похожих по звучанию
Материал: картинки с изображением пары предметов (коса – коза, ежата – мышата, бочка – почка, дочка – точка, вата – фата, рак – мак, чёлка – щёлка). Инструкция: посмотри, это бочка, это почка (логопед показывает соответствующие картинки). Покажи, где бочка. Покажи, где почка. Покажи, где почка.
Критерии оценки:
1. Правильное выполнение всего задания – 3 балла.
2. Не более 3 ошибок – 2 балла.
3. Более 3 ошибок – 1 балл.
Ошибкой считался показ картинки, не соответствующей названному слову.

Задание 3. "Повтори, как я скажу" - запоминание слоговых рядов, состоящих из 3—4 элементов (с изменением гласного, с изменением согласного)
Инструкция: Послушай. Повтори так же.
аиу          па – ба та – да – та пух – мех – мох
иоу           да – та га – ка – га кот – год – ход
уои             ва – вя ха – ка – ка дом – дам – дым
ауио          га – ка на – ма - ма бак – бык – бок
оуиа          ха – ка ма – мя – ма копка – кепка - папка
Критерии оценки:
1. Правильное повторение всех рядов – 3 балла.
2. Частичное выполнение задания – 2 балла.
3. Ошибки при повторении всех рядов – 1 балл.
Ошибкой считалось изменение последовательности и количества элементов в ряду, перестановка и замена звуков, слогов, слов.

Задание 4. "Внимательные ушки" - выявления особенностей сформированности фонематического восприятия
Материал: 4 предметные картинки с изображением груши, шапки, раскладушки, сушки.
Инструкция: Покажи картинку, если произнесу слово правильно.
Груша, гйуфа, груфа, глуса, гйуша, гйуса, груша, глюса.
Шапка, фапка, сапка, хапка, шапка, сяпка.
Сушка, суска, шушка, сушка, фуфка, суфка, шуфка, сушка.
Раскладушка, йасладушка, раскладушка, раскладуска, ласкрадуска, раскладушка.
Критерии оценки:
Правильное выполнение всех заданий - 3 балл.
Ошибки при показе одной – двух картинок – 2 балла.
Ошибки при показе более двух картинок – 1 балл.
Ошибкой считался показ картинки при искаженном произнесении слова и отсутствие показа картинки при правильном произнесении слова.
Задание 5. "Найди ошибку" - различение слов в предложении, близких по звуковому составу, но разные по смыслу.
Инструкция: Послушай. Правильно ли я сейчас сказала?
1. У Марины болит суп, а в тарелке вкусный зуб.
У Марины болит зуб, а в тарелке вкусный суп.
2. На лугу пасутся козы, выросли на клумбе розы.
На лугу пасутся розы, выросли на клумбе козы.
3. На столе с салатом мышка, в своей норке сидит миска.
На столе с салатом миска, в своей норке сидит мышка.
Критерии оценки:
Правильное определение всех текстов с ошибками – 3 балла.
Правильное определение 1-2 текстов с ошибками – 2 балла.
Другие варианты – 1 балл.

2.2 Анализ результатов экспериментальной работы по изучению фонематического восприятия у детей 3 уровня

Диагностическая карта обследования детей с нарушениями речи по разделу:
«Организация логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста, посредством дидактических игр»

п/п
Фамилия,
имя ребенка
Дата рождения
Речевое заключение
1.
Сельдимиров Саша
09.07.05
ФФНР
2.
Асланов Федя
12.05.05
ФФНР
3.
Озерина Полина
16.09.05
ФФНР
4.
Рожков Влад
01.06.05
ФФНР
5.
Низова Даша
28.12.05
ФФНР
6.
Веснова Карина
02.03.05
ФФНР
7.
Фатьянов Стасик
03.05.05
ФФНР
8.
Черноусов Дима
29.09.05
ФФНР
9.
Зыков Никита
06.10.04
ФФНР
10.
Микулин Антон
24.03.05
ФФНР


                              Выявление фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня.
Дата обследования ноябрь 2011г.
Ф.И.
ребенка
"Поймай звук"
"Покажи картинку, которую я назову"
"Повто-ри, как я скажу"
"Внима-
тельные
ушки"
"Найди ошибку"
в ряду звуков
в ряду слогов
в ряду слов
1
Сельдимиров Саша
2
2
1
2
3
2
2
2
Асланов Федя
1
1
1
2
2
2
1
3
Озерина Полина
3
2
2
3
2
3
2
4
Рожков Влад
3
2
2
2
3
2
2
5
Низова Даша
2
2
1
2
2
2
2
6
Веснова Карина
2
2
2
3
1
2
2
7
Фатьянов Стасик
1
1
2
2
2
1
1
8
Черноусов Дима
2
2
2
3
2
3
3
9
Зыков Никита
1
2
1
2
1
2
2
10
Микулин Антон
3
2
2
3
3
3
2






                              Выявление фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня.
Дата обследования ноябрь 2011г.

                                                             
           

 

Количественный анализ


Задание:
Результаты констатирующего
эксперимента
1. "Поймай звук"
справились с заданием
в ряду звуков
в ряду слогов
в ряду слов


7 – частично, 3 - не справились
 4– частично, 6-не справились
4– частично, 6 – не справились
2. "Покажи картинку, которую я назову"
справились полностью
справились частично
не справились

4
6
0
3.  "Повтори, как я скажу"
справились полностью
справились частично
не справились

3
5
2
4. "Внимательные ушки"
справились полностью
справились частично
не справились

3
6
1
5. "Найди ошибку"
справились полностью
справились частично
не справились

1
7
2


В ходе обследования ни одному ребенку не удалось выполнить правильно и точно все 7 заданий. Наиболее значительные затруднения вызвали задания на узнавание заданного звука в слогах и в словах (дети пропускали элементы слога, слова, содержащие данный звук или выделяли элемент, не содержащий данный звук).
Частично дети выполнили задание "Повтори, как я скажу" на воспроизведение рядов из двух слогов с согласными, оппозиционными по твердости – мягкости, по месту и по способу образования. Воспроизведение рядов слогов с согласными, оппозиционными по звонкости – глухости, вызвало затруднения у большинства детей. Воспроизведение слогов из трех элементов сопровождалось не только заменой и смешением согласных звуков, но и изменением структуры ряда. Некоторые дети частично смогли выполнить это задание. Они изменяли последовательность и количество элементов в ряду, переставляли и заменяли звуки, слоги.
При выполнении задания "Поймай звук" справились семь детей с этим заданием на узнавание данного звука в ряду других звуков. Многие ребята в ряду гласных, но затруднялись в его выделении среди согласных. Значительные затруднения возникли у детей при узнавании данного звука в ряду слогов. Трое детей смогли определить наличие звука "м" только в обратных слогах. Узнать звук в ряду слов оказалось слишком сложно для детей, лишь двое детей выделили звук "м" в словах частично.
При выполнении задания "Покажи картинку", направленного на изучение восприятия слов, похожих по звучанию. Некоторые дети допустили ошибку при дифференциации слов бочка - почка. Остальные выполнили это задание частично.
При выполнении задания "Внимательные ушки", четверо детей не опознавали произношение как ошибочное, если оно совпадало с их типом нарушенного произношения. Остальные дети слышали ошибки в произношении слов, если они отличались от их типа ошибок, и правильно определяли нормальное звучание слова.
При выполнении задания "Найди ошибку" дети легче всего определили правильное и неправильное звучание фраз со словами козы – розы. Но в основном они не справились с этим заданием, даже если произнесение звуков в словах-паронимах было им доступно. С этим заданием частично справились четверо детей. Это задание выявило низкий уровень речевого внимания и памяти практически у всех детей.
Таким образом приведенный качественный анализ результатов обследования  позволяет сделать следующие выводы:
1. На начало учебного года у  детей выявлен низкий уровень развития фонематического восприятия. Для детей характерны нарушения восприятия не только нарушенных в произношении звуков, но и правильно произносимых. Дифференциация согласных, оппозиционных по звонкости-глухости, для детей сложнее, чем различение согласных по твердости – мягкости, по месту и способу образования.
2. Наибольшие трудности вызвали задания на узнавание заданного звука в слогах и в словах, а также задания на различение правильного и неправильного звучания слов, фраз.
3.На формирование фонематического слуха у детей вторично влияют недостатки звукопроизношения, а также низкий уровень развития речевого внимания.
                              Выявление фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня.
Дата обследования май 2011г.
Ф.И.
ребенка
"Поймай звук"
"Покажи картинку, которую я назову"
"Повтори как я скажу"
"Внима-
тельные
ушки"
"Найди ошибку"
в ряду звуков
в ряду слогов
в ряду слов
1
Сельдимиров Саша
3
3
3
3
3
3
3
2
Асланов Федя
3
2
2
3
2
2
2
3
Озерина Полина
3
3
3
3
3
3
3
4
Рожков Влад
3
3
3
3
3
3
2
5
Низова Даша
3
3
3
3
3
3
2
6
Веснова Карина
3
3
3
3
3
3
3
7
Фатьянов Стасик
3
2
2
3
3
2
2
8
Черноусов Дима
3
3
3
3
3
3
3
9
Зыков Никита
3
3
3
3
3
3
3
10
Микулин Антон
3
3
3
3
3
3
2






Сравнительные графики среднегрупповой успешности выполнения

речевых проб дошкольниками экспериментальной и контрольной групп
Начало учебного года


 


Конец учебного года



 



                                                        Результаты

диагностики психологической зрелости дошкольников


(конец учебного года)




Комментариев нет:

Отправить комментарий