Логопедический словарь

Логопедический словарь

   АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА - этап сознательного многократного повторения вновь поставленного звука, направленный на постепенное и последовательное введение его в структуру слога, слова, предложения и в самостоятельную речь. Является следующим этапом после этапа постановки звука.
   АГРАММАТИЗМ - нарушение грамматической упорядоченности устной и/или письменной речевой деятельности, обусловленное патологией психофизиологических процессов. Различают аграмматизм импрессивный и экспрессивный.
   АГРАФИЯ - нарушение письма, потеря способности писать слова или буквы при
сохранности интеллекта и двигательной функции, обусловленное очаговым поражением доминантного полушария мозга. При аграфии возможность списывания, как правило, сохраняется.

   АЛАЛИЯ - это системное нарушение речи, проявляющееся в нарушении развития языковой способности у детей при сохранном слухе и первичной сохранности интеллектуальных способностей, возникающее при повреждении речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Брока, центр Вернике) в доречевой период.
   АЛЕКСИЯ - неспособность овладения процессом чтения, в результате поражения различных отделов доминантного полушария головного мозга или неспособность овладения процессом чтения.
   АЛЬВЕОЛЫ - 1) маленькие лёгочные пузырьки на концах тончайших бронхов, куда проникает воздух во время дыхания; 2) ячейки в челюстях, куда помещаются корни зубов.
   АНАМНЕЗ - совокупность сведений, получаемых при опросе обследуемого и/или знающих его лиц об истории развития на всех этапах жизни, включая периоды пренатального и натального развития. При сборе анамнеза выясняются данные о наследственности ребёнка, перенесённых им заболеваниях, об особенностях развития речи, моторики, игровой и познавательной деятельности, об учебной работе и поведении.
   АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА - система артикуляторных упражнений, составленная из различных комбинаций движений с регламентированной амплитудой, скоростью, темпом и дозированным мышечным напряжением.
   АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (губы, язык, мягкое и твёрдое нёбо, нёбная занавеска, голосовые складки, щёки, челюсти).
   АРТИКУЛЯЦИЯ -1)согласованные движения органов речи, необходимые для произнесения речевых звуков; 2) определённая позиция артикуляционного аппарата при произнесении отдельного звука. А. состоит из трёх ступеней: приступ (экскурсия), средняя часть (выдержка), отступ (рекурсия). Различают следующие виды: двойная, задержанная, затворная, йотовая, носовая, ротовая.
   АФАЗИЯ - нарушение речи, характеризующееся полной или частичной утратой способности понимать чужую речь или пользоваться словами или фразами для выражения своих мыслей при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха, обусловленное поражением коры головного мозга доминантного полушария
   АФОНИЯ - отсутствие звучности голоса при сохранности шёпотной речи. А. возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.
   БРАДИЛАЛИЯ (брадиартрия, брадилогия, брадифразия) - патологически замедленный темп речи.
   БРАДИЛЕКСИЯ - патологически замедленный темп чтения.
   БРОКА ЦЕНТР - участок коры головного мозга, расположенный в задней трети нижней лобной извилины доминантного полушария, обеспечивающий моторную организацию речи. При поражении Б.ц. в доречевой период возникает синдром моторной алалии, в речевой период – синдром моторной афазии.
   ВЕРБАЛЬНЫЙ - словесный; материал, представленный в словесной форме.
   ВЕРНИКЕ ЦЕНТР - область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, обеспечивающий сенсорную организацию речи. При поражении В.Ц. в доречевой период возникает синдром сенсорной алалии, период - синдром сенсорной афазии.
   ГИПЕРКИНЕЗ - автоматические насильственные движения вследствие непроизвольного сокращения мышц.
   ГЛОССОЛАЛИЯ - 1) нарушение речи у психически больного в виде множества неологизмов и неправильного построения фразы, что делает её непонятной; 2) нарушение артикуляции, обусловленные какими-либо патологическими изменениями языка;
   ГЛОТКА - начальная часть пищеварительной трубки, расположенная между полостью рта и пищеводом; одновременно относится к дыхательным путям, соединяя полость носа с гортанью; Г. выполняет глотательную, дыхательную и резонаторную функции. При поражении языкоглоточного нерва возникают нарушения деятельности этих функций, что является проявлением дизартрии или анартрии.
   ГЛОТТОЛИЗАЦИЯ - явления дополнительной артикуляции в полости гортани, придающие речи своеобразный «щёлкающий» призвук; Г. встречается при открытой ринолалии как приспособительное изменение уклада органов артикуляции вследствие периферической недостаточности артикуляционного аппарата.
   ГНУСАВОСТЬ - см. РИНОЛАЛИЯ.
   ГОЛОС - совокупность звуков по высоте, силе и тембру, издаваемых посредством голосового аппарата и выдыхаемой воздушной струи; Г. является одним из индивидуальных компонентов речи.
   ГОЛОСОВАЯ ЩЕЛЬ - горизонтальная щель в средней части гортани, ограниченная истинными голосовыми складками.
   ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ - совокупность органов, участвующих в голосообразовании: гортань, голосовые складки, глотка, трахея, надгортанник, голосовая щель, гортанные мышцы.
   ГОЛОСОВЫЕ КИНЕСТЕЗИИ - мышечное чувство движений голосового аппарата.
   ГОРТАНЬ - орган дыхания и голосообразования, расположенный между глоткой и трахеей, состоящий из сочленяющихся хрящей, сявзок и мышц.
   ГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - неправильное пространственное расположение букв, различные неточности их начертания.
   ГРАФОСПАЗМ -- расстройство совместного действия мышц руки, приводящее к нарушению акта письма при сохранении способности производить другие тонкие движения кистью и пальцами; наблюдается при неврозах.
   ГУБА ЗАЯЧЬЯ - см. РАСЩЕЛИНА ГУБЫ.
   ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ - дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
   ДИАФРАГМА - 1) Мощная, плоская мышца, отделяющая грудную полость от брюшной, участвующая в процессе дыхания. Опускаясь вниз, Д. увеличивает (вдох), поднимаясь кверху и надавливая на основание лёгких, вытесняет из них воздух (выдох), тем самым участвуя в образовании резонанса при речи.
2) Один из звукопроизводящих приборов звуковой речи , деятельность которой регулируется мозгом.

   ДИЗАРТРИЯ - нарушение речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого
аппарата. Возникает во внутриутробный и ранний периоды развития при поражении черепно-мозговых нервов и (или) их ядер, расположенных в разных отделах центральной нервной системы. Проявляется в парезах или параличах мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие чего нарушается произносительная сторона речи. Симптомом дизартрии могут быть: искажённое или неточное произношение звуков родного языка, назализация всех или некоторых гласных или согласных звуков, нарушение голосообразования, специфические изменения темпа, ритма и интонации. В зависимости от локализации поражения центров головного мозга различают разные виды Д. – бульбарная, корковая, подкорковая (экстрапирамидная), мозжечковая, псевдобульбарная (наиболее распространённая).

   ДИСГРАФИЯ - частичное нарушение письма, обусловленное либо недостаточной сформированностью фонематического восприятия (реже), либо недоразвитием фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи (чаще) вследствие поражения или недоразвития речевых центров головного мозга. При Д. наблюдаются стойкие повторяющиеся специфические ошибки: замены и смешения букв, нарушение слоговой структуры слова, а также ошибки, указывающие на незаконченность процесса формирования грамматического оформления письменной речи. Часто специфические дисграфические ошибки сопровождаются сопутствующими орфографическими и графическими ошибками. Виды Д.: аграмматическая, акустическая, артикуляторно-акустическая, вербальная, идеаторная, литеральная, оптическая и некоторые другие
   ДИСЛАЛИЯ - расстройство речи, проявляющееся в нарушении звукопроизношения, при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата, вследствие аномалий артикуляционного аппарата, недоразвития фонематических процессов, неблагоприятных условий речевого восприятия ребенка. Различают следующие виды Д.: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, механическая, мономорфная, органическая, полиморфная, простая, сложная, универсальная, физиологическая, функциональная.
   ДИСЛЕКСИЯ - частичное нарушение процесса чтения, вызванное поражением или недоразвитием речевых центров головного мозга. Д. проявляется в стойких повторяющихся специфических ошибках при чтении: замены букв, особенно, обозначающие оппозиционные звуки; пропуски, перестановки букв; пропуски, перестановки, искажения слогов в слове; замены слов; аграмматизмы. Различают следующие виды Д.: аграмматическая, вербальная, литеральная, мнестическая, оптическая, семантическая, тактильная (у слепых детей), фонематическая.
   ДИСФОНИЯ - расстройство голосообразования, при котором голос становится слабым, хриплым, вибрирующим в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.
   ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА - система упражнений, направленных на развитие дыхания. В логопедии Д.Г. применяется для формирования речевого дыхания, которое отличается от обычного дыхания более быстрым вдохом и замедленным выдохом, большим объёмом, также для дифференциации ротового и носового дыхания.
   ЗАИКАНИЕ - нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Виды З. различают в зависимости от локализации судорог (артикуляционное, голосовое, дыхательное), от времени протекания (закрепившееся, инициальное), от типа течения (волнообразное, постоянное, рецидивирующее), от формы судорог (клоническое, тоническое, смешанное, инспираторное, респираторное, экспираторное), от причин возникновения (индуцированное, неврозоподобное, невротическое, органическое, функциональное).
   ЗАМЕНА ЗВУКОВ - употребление одной фонемы вместо другой, сходной либо по месту или способу образования, либо парной по звонкости-глухости или по твёрдости-мягкости. Причиной З.З является несформированность артикуляционных или акустических образов фонем.
   ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ - шумные согласные звуки, артикулируемые с колебанием голосовых складок.
   ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ - процесс образования речевых звуков, осуществляемый отделами речевого аппарата и координируемый центральной нервной системой.
   ЗЕРКАЛЬНОЕ ПИСЬМО - 1) письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста; 2) зеркальное написание букв.
   ЗОНДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ - инструменты из нержавеющего металла, предназначенные для механического воздействия на язык при постановке дефектно произносимых звуков.
   ИСКАЖЕНИЕ ЗВУКА - произношение звука не соответствующее нормам произношения фонемы данного языка.
   ЛАРИНГОПЛАСТИКА - хирургические операции, проводимые с целью закрытия дефектов стенок гортани.
   ЛАРИНГОСПАЗМ - внезапный судорожный спазм мускулатуры гортани (в том числе голосовых складок), вызывающий полное закрытие голосовой щели.
   ЛОГОНЕВРОЗ - невроз, проявляющийся в форме расстройств темпо-ритмической стороны речи.
   ЛОГОПАТ - человек с нарушением речи.
   ЛОГОПАТИЯ - общее название речевых расстройств.
   ЛОГОПЕДИЯ - 1) наука о психофизиологических особенностях и закономерностях развития людей с речевыми нарушениями, о методах коррекционно-педагогической работы с ними; 2) отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение недостатков речи, разработка принципов и методов их предупреждения и преодоления.
   ЛОГОПСИХОЛОГИЯ - отрасль специальной психологии, изучающая особенности и закономерности психики людей с речевыми нарушениями.
   ЛОГОРИТМИКА - одна из форм своеобразной активной терапии, целью которой является преодоление речевого нарушения посредством комплексного использования речевых упражнений с движениями и музыкой.
   МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКЦИЯ (ММД) - сборная группа патологических состояний различных по причинам, механизмам развития и клиническим проявлениям. ММД обусловлена нарушением функции центральной нервной системы вследствие микроповреждений коры и подкорковых структур головного мозга. Возникает главным образом в результате кислородного голодания мозга во внутриутробном периоде и в процессе родов. Характерными признаками являются: повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, диффузные лёгкие очаговые неврологические симптомы, умеренно выраженные сенсомоторные, речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, недостаточная сформированность интеллектуально деятельности. Наиболее частое проявление ММД – синдром дефицита внимания с гиперактивностью
   МУТИЗМ - отсутствие, прекращение речевого общения больного с окружающими при сохранности речевого аппарата вследствие какой-либо психической травмы. Виды мутизма: тотальный, избирательный.
   МЫШЕЧНАЯ СИНЕРГИЯ - совместное сочетанное действие групп мышц.
   НАРУШЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА БУКВЫ - 1) смешение букв со сходным зрительным образом (б-д, т-п); 2) зеркальное письмо.
   НАРУШЕНИЕ ПИСЬМА - см. ДИСГРАФИЯ.
   НАРУШЕНИЕ СТРУКТУРЫ СЛОВА - нарушение количества и последовательности звуков и слогов в слове: усечение или добавление звука (буквы) или слога; перестановка звуков (букв) или слогов; слияние одного слова с отдельными частями соседних слов или с целыми словами; расщепление одного слова на несколько.
   НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ - см. ДИСЛЕКСИЯ.
   НЁБО МЯГКОЕ - задняя подвижная часть нёба.
   НЁБО ТВЁРДОЕ - часть нёба, имеющая костную основу, покрытую слизистой оболочкой.
   НЕВРОЗЫ - группа наиболее распространённых заболеваний нервной системы, характеризующихся нерезковыраженными функциональными нарушениями со стороны высшей нервной деятельности.
   НЕВРОПАТИЯ - конституционально обусловленное состояние повышенной возбудимости нервной системы, неустойчивой регуляции вегетативных функций. Н. характеризуется повышенной истощаемостью, беспокойством, нарушениями сна, аппетита, неустойчивости температуры тела, чувствительности к погоде, капризности. С возрастом явления Н. могут сглаживаться.
   НЕГАТИВИЗМ РЕЧЕВОЙ - выражается в форме отказа от речевого общения, отказа отвечать на вопросы или в виде ответов, не относящихся к заданным вопросам.
  НЕГОВОРЯЩИЕ ДЕТИ - условное обозначение, под которым подразумеваются дети с неразвившейся речью при наличии нормального слуха.
   НЕЙРОЛИНГВИСТИКА - отрасль науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях головного мозга.
   ПЕРСЕВЕРАЦИЯ - навязчивое повторное воспроизведение какого-либо ощущения, действия, мысли или переживания. Может проявляться в склонности к «застреванию» в речи, мышлении, памяти, движениях, часто вопреки сознательному намерению.
   ПРОГЕНИЯ - выступание нижней челюсти вперёд вследствие её чрезмерного развития.
   ПРОГНАТИЯ - выступание верхней челюсти вперёд вследствие её чрезмерного развития.

 
   РАСЩЕЛИНА ГУБЫ - врожденная аномалия строения губ (обычно верхней), возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости; часто сопровождается расщелиной неба, является причиной органической дислалии.
   РАСЩЕЛИНА НЁБА - врождённая аномалия строения твёрдого или мягкого нёба, возникающая вследствие задержки слияния эмбриональных зачатков, образующих эту часть ротовой полости; признак открытой ринолалии.
   РЕЧЕВОЙ АППАРАТ - система органов, принимающих участие в образовании звуков речи. Различают периферический и центральный отделы Р.А.

   РЕЧЕВОЙ АППАРАТ ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ - отдел речевого аппарата состоящий из трех основных частей: 1) легкие с дыхательными путями); 2) гортань с голосовыми складками; 3) ряд полостей, расположенных выше голосовых складок ( надскладочная часть гортани, глотка, полости носа и рта). Образование звуков речи происходит во время выдоха.

   РЕЧЕВОЙ АППАРАТ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ - отдел речевого аппарата, состоящий из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.
   РЕЧЕВЫЕ ЗОНЫ - специфические зоны в коре головного мозга, в которых представлены центры экспрессивной речи (центр Брока) и импрессивной речи (центр Вернике).
   РЕЧЕВЫЕ КИНЕСТЕЗИИ - двигательные ощущения, определяющие явления обратной связи в психофонетической организации речевого механизма.
   РЕЧЬ - сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Р. - язык в действии.

   РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ - различные виды использования языковых значений вне процесса реальной коммуникации. Р.В. в онтогенезе формируется в процессе интериоризации внешней речи. Различают основные типы Р.В.: .внутреннее проговаривание - речь «про себя»; собственно Р.В. как средство мышления, внутреннее программирование.

   РИНОЛАЛИЯ - вид органической дислалии; нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
    РИНОФОНИЯ - носовой оттенок голоса.
   СИМУЛЬТАННЫЙ - одновременный.
   ТРЕМОР - дрожание, стереотипные колебательные движения всего тела или его частей, возникающие вследствие непроизвольного сокращения мышц.
   ФОНАСТЕНИЯ - функциональное расстройство голосовой функции, характеризующееся быстрой истощаемостью и утомляемостью голосового аппарата. Признаки Ф.: прерывистость голоса, осиплость, охриплость, неприятные ощущения в горле.
   ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ -– способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, фонем.
   ФОНОПЕДИЯ - 1) раздел логопедии о формировании навыка правильного голосообразования при постоянной активизации мышц речевого аппарата с минимальной на него нагрузкой; 2) комплекс педагогического воздействия, направленного на активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани, а также на коррекцию дыхания.
   ЭХОЛАЛИЯ - автоматическое повторение чужих слов, при котором вместо ответа повторяются услышанные вопросы или последние слова. Э. наблюдается у взрослых и детей, страдающих органическим заболеванием мозга, в частности, при имбецильности или выраженной дебильности, при раннем детском аутизме, иногда встречается у нормально развивающихся детей как один из ранних этапов развития и становления речи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий